Различия
Показаны различия между двумя версиями страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия | ||
specification [2020/09/28 05:59] root [Об основных системах единиц] |
specification [2025/07/01 11:58] (текущий) |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | ===== Правила выполнения лабораторных и курсовых работ в лабораторных практикумах " | + | ===== Правила выполнения лабораторных и курсовых работ в лабораторном практикуме " |
- | Установить на 2018--2019 учебный год следующий регламент обучения студентов в " | + | /* Установить на 2018--2019 учебный год следующий регламент обучения студентов в " |
- | Студенты 2--го курса Физического факультета в рамках электромагнитного практикума (Межфакультетская лаборатория электричества и магнетизма) и в рамках практикума по физической оптике (Межфакультетская лаборатория физической оптики) должны. | + | Студенты 2--го курса Физического факультета в рамках электромагнитного практикума (Межфакультетская лаборатория электричества и магнетизма) должны: |
- | - По каждому практикуму выполнить и сдать преподавателю указанное ниже количество лабораторных работ. | + | - Выполнить и сдать преподавателю указанное ниже количество лабораторных работ. |
- Выполнить и защитить курсовую работу. | - Выполнить и защитить курсовую работу. | ||
- | ==== Правила получения зачета | + | ==== Правила получения зачета |
По результатам выполнения студентом учебной программы в ведомость и зачетную книжку | По результатам выполнения студентом учебной программы в ведомость и зачетную книжку | ||
выставляется итоговая оценка (дифференцированный зачет). | выставляется итоговая оценка (дифференцированный зачет). | ||
- | Итоговая оценка | + | Обязательное посещение и активная работа на занятиях. |
- | * оценка «отлично» выставляется, если выполнено не менее 8 лабораторных работ | + | |
- | * оценка «хорошо» выставляется, | + | |
- | * оценка «удовлетворительно» выставляется, если выполнено не менее 6 лабораторных работ с суммарным баллом не ниже 23. | + | |
+ | 1--ая контрольная неделя (7--ая неделя семестра): | ||
- | Выполнение лабораторных работ требует реальной практической | + | 2--ая контрольная неделя (12--ая неделя семестра): Выполнено и сдано не менее |
- | * студенту, пропустившему без уважительной причины 4 и более занятий, максимально возможная оценка снижается до 4-х (хорошо); | + | |
- | * студенту, пропустившему без уважительной причины 8 и более занятий, | + | |
- | * студент, | + | |
+ | 16--ая неделя семестра: | ||
- | Если студент ходит | + | До начала выполнения лабораторной |
- | При этом оценка не может быть выше | + | |
- | Преподаватель не вправе давать | + | Под наблюдением преподавателя обучающийся осуществляет самостоятельное выполнение заданий, представленных |
- | Выполнение | + | Примечание. |
- | Студент, | + | Итоги |
- | Последние три занятия предпочтение отдается сдаче курсовых | + | Лабораторные работы: |
- | ===== Об основных системах единиц ===== | + | «**отлично**» - выполнено |
- | [[si-sgs|Несколько слов об основных системах единиц (стандартах СИ и СГС).]] | + | «**хорошо**» - выполнено и сдано не менее 8 лабораторных работ в течение семестра, с общим баллом не менее 31; |
- | Основные единицы, | + | «**удовлетворительно**» - выполнено и сдано не менее 7 лабораторных работ в течение семестра; |
- | Заметим, | + | |
- | Не так обстоит дело в учении об электричестве. Включение в СГС электрических явлений | + | |
- | производится посредством закона Кулона. Магнитные единицы вводятся | + | |
- | исходя из требования, чтобы напряженности электрического и магнитного | + | |
- | полей оказались одинаковой размерности. В результате в системе единиц | + | |
- | появляется коэффициент, | + | |
- | имеющий размерность скорости. Этот коэффициент имеет ясный физический смысл и представляет собой скорость | + | |
- | В систему СИ введена четвертая, | + | «**неудовлетворительно**» - выполнено и сдано менее 7 лабораторных работ в течение семестра. |
- | Раз мы ввели в качестве независимой единицы силу тока, то через непрерывность тока | ||
- | $$ | ||
- | \text{div } \vec j=-\frac{\partial \rho}{\partial t} | ||
- | $$ | ||
- | ввели и заряд $q=\int \rho \ dV$, и можем говорить, | ||
- | Через закон Кулона и закон Ампера заряды и токи связаны с силой: | + | ===== О системах единиц и обработке результатов измерений ===== |
- | $$ | + | |
- | \vec F=k_1\frac{q_1q_2\vec r}{r^3}, | + | |
- | $$ | + | |
- | $$ | + | |
- | d\vec F=k_2\frac{I_1I_2[d\vec \ell _2\times [d\vec \ell_1\times \vec r]]}{r^3}. | + | |
- | $$ | + | |
- | Коэффициенты $k_1$ и $k_2$ связаны так, что с хорошей | + | |
- | $$ | + | |
- | \frac{k_1}{k_2}=c^2, | + | |
- | $$ | + | |
- | где $c$ --- скорость света в вакууме. | + | |
- | Введённые | + | [[si-sgs|Несколько слов об основных системах единиц (стандартах СИ и СГС)]]. Это важный вопрос, так как в теории часто рассматриваются расчёты в СГС, а вот на практике измерения проводятся в СИ. По этой причине важно переводить полученные |
- | $$ | + | |
- | \vec E=k_1\frac{q\vec r}{r^3}, | + | |
- | $$ | + | |
- | $$ | + | |
- | d\vec B=k_3\frac{I[d\vec \ell_1\times \vec r]}{r^3} | + | |
- | $$ | + | |
- | через уравнение Максвелла | + | |
- | $$ | + | |
- | \text{rot}\, | + | |
- | $$ | + | |
- | оказываются связанными между собой. | + | |
- | Кроме того электрические и магнитные поля в среде и в вакууме связаны соотношениями: | + | [[обработка_результатов| Обработка результатов измерений.]] Все измерения на практике |
- | $$ | + | |
- | \vec D = \varepsilon _0\vec E+\lambda \vec P, | + | |
- | $$ | + | |
- | $$ | + | |
- | \vec H=\frac{1}{\mu _0}\vec B-\lambda ' \vec M, | + | |
- | $$ | + | |
- | где $\varepsilon _0, \mu _0, \lambda , \lambda '$ --- некоторые константы, | + | |
- | и $\mu _0$ вынуждает различать уже в вакууме напряженности электрического и магнитного полей $\vec E$ и $\vec H$ и индукции $\vec D$ и $\vec B,$ связанные между собой соотношениями $\vec D = \varepsilon _0 \vec E,$ $B | + | |
- | = \mu _0 \vec H.$ Это противоестественно. Со времени электронной теории Лоренца твердо установлено, | + | |
- | искусственным и ненужным усложнением. | + | |
- | Однако именно на этом отжившем представлении в начале нашего века была построена электротехническая система единиц Джорджи, | + | |
- | и $\mu _0$ | + | |
- | в системе Джорджи (а также первоначально и в системе СИ) так и назывались диэлектрической и магнитной проницаемостями вакуума. В дальнейшем они были | + | |
- | переименованы в «электрическую и магнитную постоянные». Но от изменения названия существо дела не меняется. Величины $\varepsilon _0$ | + | |
- | и $\mu _0$ | + | |
- | остались | + | |
- | по-прежнему инородными телами в учении об электричестве и во всей | + | |
- | физике. Их введение создает одни только трудности в устном и письменном | + | |
- | преподавании, поскольку оно может дать и действительно дает повод для | + | |
- | введения неправильных представлений о сущности электрического и магнитного полей. | + | |
- | + | ||
- | В материальных | + | |
- | диэлектрической и магнитной проницаемостей на относительные $\varepsilon $ | + | |
- | и $\mu $ | + | |
- | и абсолютные $\varepsilon _{\text{абс}}$ | + | |
- | и $\mu _{\text{абс}}.$ Последние являются лишними понятиями. | + | |
- | В системе СИ размерности всех векторов $\vec E, \vec D, \vec B, \vec H$ разные. Между тем, как это | + | |
- | + | ||
- | Далее, при записи формул, | + | |
- | /* | + | |
- | \ref{cgc-ci} (взятую из \cite{Jackson}). */ | + | |
- | + | ||
- | ^ Величина ^ СГС ^ СИ ^ | + | |
- | | Скорость света | $c$ | $\frac{1}{\sqrt{\varepsilon _0 \mu _0}}$ | | + | |
- | | Напряженность электрического поля (потенциал, | + | |
- | | Электрическая индукция | $\vec D$ | $\sqrt{\frac{4\pi}{\varepsilon_0}} \ \cdot$ $\vec D$ | | + | |
- | | Плотность заряда (заряд, | + | |
- | | Магнитная индукция | $\vec B$ | $\sqrt{\frac{4\pi}{\mu_0}} \ \cdot \vec B$ | | + | |
- | | Напряженность | + | |
- | | Намагниченность | $\vec M$ | $\sqrt{\frac{\mu_0}{4\pi}} \ \cdot \vec M$ | | + | |
- | | Проводимость | $\sigma $ | $\frac{\sigma}{4\pi \varepsilon_0} $ | | + | |
- | | Диэлектрическая проницаемость | $\varepsilon$ | $\frac{\varepsilon}{\varepsilon_0}$ | | + | |
- | | Магнитная проницаемость | $\mu $ | $\frac{\mu}{\mu _0}$| | + | |
- | | Сопротивление (импеданс) | $R \ (Z)$ | $4\pi \varepsilon_0 \ \cdot R \ (Z)$ | | + | |
- | | Индуктивность | $L$ | $4\pi \varepsilon_0 \ \cdot L$ | | + | |
- | | Емкость | $C$ | $\frac{1}{4\pi \varepsilon_0} \ \cdot C$ | | + | |
- | + | ||
- | **Таблица перевода выражений и формул из СГС в СИ** | + | |
- | + | ||
- | Чтобы с помощью этой таблицы преобразовать любое уравнение, | + | |
- | $$ | + | |
- | \text{rot}\vec H= \frac{4\pi}c \vec j+\frac 1c \frac{\partial \vec D}{\partial t}. | + | |
- | $$ | + | |
- | Для | + | |
- | $\frac{1}{\sqrt{4\pi \varepsilon_0}} \ \cdot \vec j$, скорость света $c$ на $\frac{1}{\sqrt{\varepsilon _0 \mu _0}}$ и электрическую индукцию с $\vec D$ на $\sqrt{\frac{4\pi}{\varepsilon_0}} \ \cdot \vec D$ так, что придём к записи: | + | |
- | $$ | + | |
- | \sqrt{4\pi \mu_0} \ \cdot \text{rot}\vec H= | + | |
- | 4\pi\cdot \sqrt{\varepsilon _0 \mu _0} \cdot \frac{1}{\sqrt{4\pi \varepsilon_0}} \ \cdot \vec j+ | + | |
- | \sqrt{\varepsilon _0 \mu _0} \cdot \sqrt{\frac{4\pi}{\varepsilon_0}} \ \cdot \frac{\partial \vec D}{\partial t}, | + | |
- | $$ | + | |
- | которую, после сокращения, | + | |
- | $$ | + | |
- | \text{rot}\vec H= | + | |
- | \vec j+ \frac{\partial \vec D}{\partial t}. | + | |
- | $$ | + | |
- | + | ||
- | Приведём | + | |
- | + | ||
- | ^ Физическая величина (наименование) ^ Обозначение ^ Система СИ ^ Гауссова система ^ | + | |
- | | Длина | $\ell$ | $1$ метр (м) | $10^2$ см | | + | |
- | | Масса | $m$ | $1$ килограмм (кг) | $10^3$ г | | + | |
- | | Время | $t$ | $1$ секунда (с) | $1$ с | | + | |
- | | Сила | $F$ | $1$ ньютон (Н) | $10^5$ дин | | + | |
- | | Работа / Энергия | $A, W$ | $1$ джоуль (Дж) | $10^7$ эрг | | + | |
- | | Мощность | $P$ | $1$ ватт (Вт) | $10^7$ эрг $\cdot $ с$^{-1}$ | | + | |
- | | Давление | $p$ | $1$ паскаль (Па) | $10$ дин $\cdot $ см$^{-2}$ | | + | |
- | | Заряд | $q$ | $1$ кулон (Кл) | $3\cdot 10^9$ статКл | | + | |
- | | Плотность заряда | $\rho $ | $1$ Кл $\cdot $ м$^{-3}$ | $3\cdot 10^3$ статКл | + | |
- | | Ток | $I$ | $1$ ампер (А) | $3\cdot 10^9$ статА | | + | |
- | | Плотность тока | $\vec j$ | $1$ А $\cdot $ м$^{-2}$ | $3\cdot 10^3$ статА | + | |
- | | Напряжённость электрического поля | $\vec E$ | $1$ В $\cdot $ м$^{-1}$ | $\frac 13 \cdot 10^{-4}$ ед. СГС| | + | |
- | | Потенциал | $\varphi , U$ | $1 $ вольт (В) | $\frac{1}{300}$ статВольт | | + | |
- | | Диэлектрическая поляризация | $\vec P$ | $1$ Кл $ \cdot $ м$^{-2}$ | $3\cdot 10^5$ статКл $\cdot $ см$^{-2}$ | | + | |
- | | Электрическаяиндукция | $\vec D$ | $1$ кл $\cdot $ м$^{-2}$ | $12\pi \cdot 10^5$ статКл $\cdot $ см$^{-2}$ | | + | |
- | | Проводимость | $\sigma $ | $1$ Ом$^{-1}$ $\cdot $ м$^{-1}$ | $9 \cdot 10^9$ с$^{-1}$ | | + | |
- | | Сопротивление | $R$ | $1$ Ом | $\frac 19 \cdot 10^{-11}$ с $\cdot $ см$^{-1}$ | | + | |
- | | Удельное электрическое сопротивление | $\rho$ | $1$ Ом $\cdot $ м | $\frac 19 \cdot 10^{-9}$ с | | + | |
- | | Проводимость | $\sigma = R^{-1}$ | $1$ сименс (См) | $9 \cdot 10^{11}$ см $\cdot $ с$^{-1}$ | | + | |
- | | Удельная электрическая проводимость | $\lambda $ | $1$ См $\cdot $ м$^{-1}$ | $9 \cdot 10^{9} \cdot $ с$^{-1}$ | | + | |
- | | Ёмкость | $C$ | $1$ фарада (Ф) | $9\cdot 10 ^{11}$ см | | + | |
- | | Магнитный поток | $\Phi $ | $1$ вебер (Вб) | $10^8$ максвелл (Мкс) | | + | |
- | | Магнитная индукция | $\vec B$ | $1$ тесла (Тл) | $10^4$ гаусс (Гс) | | + | |
- | | Напряжённость магнитного поля | $\vec H$ | $1$ А $\cdot $ м$^{-1}$ | $4\pi \cdot 10^{-3}$ эрстед (Э) | | + | |
- | | Намагниченность | $\vec M$ | $1$ А $\cdot $ м$^{-1}$ | $\frac{1}{4\pi } \cdot 10^4$ Гс | | + | |
- | | Индуктивность | $L$ | $1$ генри (Гн) | $10^{9}$ см | | + | |
- | + | ||
- | **Таблица перевода численных значений физических величин из СИ в СГС.** | + | |
===== Лабораторные работы по электричеству и магнетизму ===== | ===== Лабораторные работы по электричеству и магнетизму ===== | ||
Строка 200: | Строка 64: | ||
Лабораторная работа 2.2. Закон трех вторых | Лабораторная работа 2.2. Закон трех вторых | ||
- | Лабораторная работа 2.3. Определение температуры электронного газа и контактной разности потенциалов в вакуумном диоде | + | <del>Лабораторная работа 2.3. Определение температуры электронного газа и контактной разности потенциалов в вакуумном диоде</ |
Лабораторная работа 2.4. Определение заряда электрона по дробовому шуму | Лабораторная работа 2.4. Определение заряда электрона по дробовому шуму |